В болгарском языке иностранные слова и понятия обыкновенно приходят через европейские языки –румынский, итальянский, французский, немецкий и английский. Этот процесс настолько впечатляющий, что некоторые патриотично настроенные филологи уже более ста лет пытаются выдать немыслимые решения. Так или иначе, в болгарском языке все-равно используются иностранные понятия.
То же самое наблюдается и в богословской терминологии. Конечно, большинство понятий имеют греческое происхождение (от истоков происхождения христианства), но в последние 2-3 десятилетия в богословской среде Болгарии наблюдаются странные усилия вывести новые формы общеизвестных вековых церковных понятий.
Если обратиться к работе современных преподавателей в богословских школах, можно встретить новый термин «еклезиален», «еклезиен», «еклисиен» вместо простого и привычного прилагательного «църковен».
Подобный случай и с существительным "эклезиология" – "наука о церкви". Греческое «екклисиа» означает «церковь» (в новогреческом произношении), на латинском языке звучит как «екклезиа».
Отсюда в научном книгопечатании на различных европейских языках появилось слово «эклезиология» –наука о церкви. Данное понятие употреблялось в болгарском языке более века. В современном языке появилась новая форма - «еклисиология» и «еклесиология». Таким образом, остро встает вопрос не просто о грамотном использовании понятий, а о выборе языкового влияния в богословской среде: новогреческого или латинского.