Когда-то архитекторы увековечивали свои сооружения, подписывая их Хазами.
Хазы – это плод самобытной армянской национальной системы записи нот.
Существовало три основные типа хазового письма:
Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сборники мелизматичных песнопений).
1000 книг из 2000 сохранившихся до наших дней хранятся в Матенадаране (Институте древних рукописей), где музыковеды работают над расшифровкой хазов.
Хазы распространялись на территории Армении и Киликийского армянского царства до XIX века. Позже с разложением феодальной культуры разработали новую систему армянской нотописи и хазы были преданы забвению.
Великий армянский композитор Комитас работал над загадкой древних хазов, но не успел завершить работу. В добавок к этому, большая часть его работ была утрачена, но сохранившиеся его труды имеют огромную ценность.
Расшифровка хазов важна не только для исследований армянской ранней христианской церковной музыки, но и всей ближневосточной средневековой музыки.