27–30 января в московском выставочном комплексе «Экспоцентр» прошла 11-я ежегодная выставка «Отечественные строительные материалы 2010». Эта специализированная выставка имеет большое значение для российской индустрии, так как направлена не на развитие связей с иностранными рынками, но в первую очередь на поддержку отечественных предприятий, что особенно актуально в связи с текущим кризисом ипотеки, который сделал уязвимыми не только отечественных производителей стройматериалов, но и их иностранных конкурентов. Кризис является катализатором качественных изменений на рынке. В поисках доказательств тому выставку посетила наша редакция в лице автора статьи.
«OCМ-2010» разместилась в двух больших залах 7-го павильона «Экспоцентра», на стендах по нашим оценкам было представлено более 100 компаний, среди которых были преимущественно производители и поставщики стройматериалов и оборудования для их обработки, а также - отраслевые научно-исследовательские институты, профильные специалисты и эксперты.
Производство стройматериалов в России – отрасль нереализованного потенциала. В последние годы рост производства был связан с внешними стимулами – увеличением объема строительных работ. С падением объемов строительства, вектор должен сместиться в сторону внутренних ресурсов. Оптимизация избыточных топливных и сырьевых затрат, развитие логистики и дистрибьюции, которые на данный момент существенно снижают потенциал развития из-за высокой привязанности к месту производства; усовершенствование технологической базы и замена устаревших технологий, повышение качества, импортозамещение – вот цепочка основных факторов роста производства. По всем этим показателям пространство для роста у российских производителей весьма велико.
Абсолютное большинство производителей стройматериалов – это крупные промышленные предприятия, которые, с одной стороны, не обладают большой гибкостью в условиях экономической нестабильности, с другой – сравнительно устойчивы. В условиях кризиса, эффективное средство выживания для таких предприятий – качественное развитие и модернизация. Подтверждения тому уже можно видеть: отечественной продукции, соответствующей по качеству иностранным аналогам, становится больше.
Тем не менее, качество остается препятствием в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками, которые занимают существенную долю внутреннего рынка России. Производство стройматериалов – малоторгуемый сектор: объем отечественного экспорта составляет всего 4-6%, и практически вся продукция отрасли реализуется на внутреннем рынке, за исключением некоторых общестроительных материалов, наиболее экспортоориентированный из которых – асбест. Импорт общестроительных материалов незначителен. Но импорт отделочных материалов и материалов специального назначения достигает 30%. Кровельные, гидроизоляционные, теплоизоляционные материалы отечественного производства уступают зарубежным аналогам и по функциональности – плотности, долговечности и токсичности, по декоративным качествам, в некоторых случаях – по ассортименту.
Проблема качества непосредственно связана с уровнем технологической базы, в частности – с высокой зависимостью российского производства от зарубежных технологий. Отечественное оборудование, к сожалению, остается не востребованным. Научно-технический прогресс в российской промышленности строительных материалов основывается на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования. Примечательно, что на «ОСМ-2010» среди производителей и поставщиков оборудования было много дочерних предприятий иностранных (чаще немецких) компаний.
В целом, складывается впечатление, что производители стройматериалов в некоторой степени изолированы от новых рынков сбыта. Помимо качества, тому есть и другие причины. Во-первых, привязанность к месту производства и неразвитая системы логистики и дистрибьюции – нехватка вагонного парка, нехватка технического ресурса транспортных сетей. Во-вторых, уровень российских цен, с одной стороны, ниже, чем в большинстве развитых стран, на чьи рынки пока не позволяет выйти недостаточная конкурентоспособность, с другой стороны – выше, чем в большинстве развивающихся стран, что делает российскую продукцию на этих рыках нерентабельной. В третьих, и эту банальную причину автор чаще всего слышал из уст участников выставки, высокие таможенные пошлины и бюрократическая волокита при международных перевозках.
Подводя итог, следует заметить, что с закрытия «OCV-2010» до написания этой статьи прошло две недели, а у нашей редакции уже появились доказательства ее эффективности – косвенные доказательства положительного движения рынка. Как мы уже писали ранее, переводы – универсальная услуга, востребованная в любой сфере деловой активности. Спрос на переводы текстов той или иной тематики указывает на рост или падение соответствующего сферы бизнеса. Возросшее число заказов на перевод текстов по тематике, которая значится в нашей базе как «строительные материалы и оборудование» – показатель возросшей активности участников рынка стройматериалов.
Редактор бюро переводов