12 июня министр образования Казахстана и председатель объединения немцев Казахстана "Возрождение" подписали меморандум, в котором закрепляется, что они вместе хотят работать над развитием немецкого языка в образовательной сфере. Сюда относятся развитие новых методов обучения и учебных материалов, организация языковых олимпиад, соревнований, семинаров и конференций для учеников и студентов германистики, а также повышение квалификации учителей немецкого языка. Кроме того, школы в областях с большим количеством казахстанских немцев могут теперь предлагать дополнительные уроки немецкого языка вне обязательного учебного плана.
В разработке находится закон, согласно которому школам должно стать возможным в будущем выбирать не только английский
язык третьим языком. В 2016 году правительством было принято решение, чтобы наряду с русским и казахским языком английский язык стал третьим языком. План предусматривает, чтобы с учебного года 2019/2020 такие предметы как физика, химия, биология и информатика преподавались в 10 и 11 классах на английском языке.
Если изменение закона будет одобрено, школы также смогут выбирать, к примеру,
немецкий язык или французский язык как первый иностранный. Это повлечет за собой, что также естественнонаучное предметное обучение с определенного класса может вестись на немецком или французском. Законопроект был представлен различным экспертам, которые смогли выразить свое мнение до 15 июня. Теперь эти экспертные мнения оцениваются министерством образования.
Но даже если появится новый закон, остается спорным, откуда брать соответствующих преподавателей. С давних пор число студентов германистики в Казахстане сокращается, от чего также страдает подготовка учителей немецкого языка. Кроме того, большинство учителей немецкого языка обучались еще в Советском Союзе. Не позднее чем через 15 лет они уйдут на пенсию. Первый отправной пункт - это содействие обучению немецкому языку большим количеством стипендий. Министр образования сообщил, что собирается повысить количество национальных стипендий для германистов и филологов с 8 до 50.
Однако было бы важно для немецкой стороны, что, прежде всего, в школах DSD вкладывается тот минимум в уроках немецкого языка, который сделает возможным их ученикам в конце своего обучения получить „Немецкий языковой диплом постоянной конференции министров образования и культуры земель“ (DSD). Диплом дает им возможность претендовать на подготовительное отделение университета в Германии. В прошлом учебном году 118 учеников в Казахстане сдали DSD на уровень B1 и 49 учеников - на уровень B2 / C1.
На основе все еще высокого количества казахстанских немцев и тесных экономических отношений с Германией немецкий язык может иметь
будущее в центральноазиатской стране. Все же, немецкий язык должен бояться за конкуренцию. Не только, потому что английский язык получает все более высокую значимость также в немецких институтах, но и так как другие языки как например китайский язык открывают новые перспективы. Не в последнюю очередь
Казахстан - это ключевая страна для китайского шелкового пути.