Часто человек, приступая к изучению славянского языка, надеется на искомую простоту постижения всех секретов иноземной речи и довольно скорое овладение языком. На деле же наш энтузиаст сталкивается с определенными «неожиданными» трудностями, что заставляет его, в лучшем случае, перейти от состояния эйфории к кропотливой системной работе, а в худшем – бросить эту «глупую» затею, навсегда разочаровавшись в своих способностях выучить хоть какой-нибудь язык, даже такой «легкий», как польский или болгарский.
Где же братья-славяне могли закопать сложности?
Наверное, вы часто замечали, изучая славянские языки или просто приезжая в славянскую страну, что камнем преткновения становятся «ложные друзья переводчика». Это такие слова, которые звучат очень схоже, однако порой обозначают совершенно разные вещи. Например, слово «гора» в русском языке - это всем известная остроконечная возвышенность, однако в болгарском языке точно такое же слово «гора» обозначает не что иное, как лес. И это далеко не единственный экземпляр подобного противоречия. Ну и, конечно же, очень часто вы встречаете, что один и тот же объект в разных языках называется по-разному, хотя оба слова являются славянскими. Это естественно, ведь не будь различия в лексике, не было бы и разных языков. Но что же стоит за этим различием?
Анализ этих различий в языках позволяет выявить некоторые особенности народов, их историю и характер. Покажем это на нескольких примерах.
1. «МЕСТО» - «ГРАД». Данная пара является очень ярким примером для подобного анализа. Как мы знаем, в белорусском, русском, болгарском, сербском, македонском, хорватском, боснийском, словенском языках в значении «большое поселение» употребляется слово «град» с его словоформами (город). В чешском же, словацком, польском, украинском, русинском и некоторых других языках в этом значении употребляется слово «место».
В чём же причина того, что в одних языках прижилась одна форма, а в других – другая? На мой взгляд, это отсылает нас к тому факту, чем был город для одних и чем был город для других. Стоит отметить, что и слово «место», и слово «град» есть в обоих множествах языков, однако имеет разное значение. Во второй группе языков «град» эквивалентен слову «зАмок», которое также встречается в тех языках на одинаковых правах. В первой же «место» обозначает лишь точку в пространстве, где находится что-то.
В значение же нашего «город» мы имеем два разных слова, потому что для одних город мог существовать только в виде крепостей (кремлей) в связи с набегами кочевников (Балканы и Киевская Русь), а другие избежали этой участи и могли жить более спокойно. Исключение составляет лишь украинский язык, где «місто» скорее всего осталось под влиянием польского языка. Заметим, что слово «град» является индоевропейским и восходит к словоформе «гард». Сравните, «guard» в английском языке, что значит «охранять, защищать».
2. «ЯЗЫК» - «МОВА». Эта пара тоже является яркой, особенно в связи с последними событиями. Стоит отметить, что слово «язык» существует во всех славянских языках, «мова» – только в некоторых, и официальным является только в Беларуси и в Украине. В чём же разница между этими двумя словами? Слово «мова» восходит к общеславянскому «молва», что означает, что этим термином называют «народный язык», то есть тот, на котором говорит простой народ. «Язык» же – это нечто более древнее, это слово восходит к индоевропейским корням, отголоски которого можно найти в санскрите и авестийском языках.
К примеру, коса (kosa) — сельскохозяйственное орудие -- встречается в ряде славянских языков: российском, болгарском, украинском, польском, чешском. Слово коса - сплетенные в одну прядь волосы на голове человека - уже такового широкого распространения не имеет. С этим значением в болгарском языке употребляется слово" плитка", в польском — "warkocz", а в чешском — "сор".
Другими словами, различие между этими словами заключается в том, что одно из них называет официальный, книжный, литературный язык, а второе – речь простого народа.
Так, листая словари, вы и сами можете находить подобные примеры и, пробегаясь по каждому из них, открывать новое о своём народе и народе-собрате. Ведь лишь в различиях мы познаём друг друга, будь всё одинаково, не было бы возможности познания.