Возможно ли отделить свои мысли от языка, которым их выражают? Доказано, что глухие люди, изолированные от устной и письменной речи, имеют довольно сложный процесс мышления, пока не начнут изучать тот или иной язык.
Языковая составляющая присутствует почти во всех средствах, с помощью которых мы так или иначе взаимодействуем с окружающим миром. Практически невозможно представить себе, как бы мы обходились без языка. Если бы вещи не имели названий, а люди не умели разговаривать: утверждать, спрашивать, обсуждать текущие события, - смогли ли бы мы мыслить? И как бы это происходило?
Ответы на эти вопросы зависят от того, что именно подразумевается под «мыслями». Можно ли выразить чувства и эмоции, не прибегая к помощи языка? Несомненно. Однако существует разница между тем, чтобы выразить боль или радость, и тем, как объяснить понятия «боль» и «радость».
Большинство согласится с тем, что мысли должны быть облачены в формы. Многие артисты и ученые, описывая свой творческий мыслительный процесс, прибегают к образам, а не словам. Тэмпл Грандин, женщина с аутизмом, объясняет, что она мыслит образами, а не речевыми оборотами, и даже имеет свою коллекцию образов. Например, понятие «собака» для неё «неразрывно связано с каждой когда-либо увиденной собакой. Это как если бы у меня был каталог с досье на каждую собаку, которую я видела в своей жизни, с полным описанием и фото. Причем такой каталог постоянно растет, пополняясь новыми примерами в моей видеобиблиотеке». Конечно, Грандин знает
язык и умеет им пользоваться, поэтому сложно судить, насколько сильно его влияние на
образ мышления женщины. Однако невероятен сам факт, что наверняка существуют и другие люди, которые из-за невозможности пользоваться языковыми средствами в полном объеме мыслят так, как она описала.
С другой стороны существуют определенные виды мышления, появившиеся именно благодаря языку. Использование языковых символов позволяет фиксировать идеи, сосредотачиваться на них. Языковые символы незаменимы для так называемого абстрактного мышления. Философ Питер Каррутерс утверждал, что существует тип внутреннего языкового мышления, которое позволяет облачить мысли в конкретные формы. Можно мыслить образами, однако именно слова придают мысли законченный вид.