Глоссарий терминов и понятий, используемых в области полиграфии и дизайна печатных материалов. Содержит определения, связанных с подготовкой макетов, набором текста, оформлением страниц и цветопробы. Данный глоссарий служит полезным справочным материалом для переводчиков и редакторов в полиграфии и издательском деле.
- Макет - (происходит от французского maquette — масштабная модель) — электронное представление будущей полиграфической продукции.
- Оригинал-макет - оригинал, полностью совпадающий с готовым печатным изданием.
- Полоса - запечатанная часть страницы издания, на которой размещают текст и иллюстрации, фактически сама страница издания.
- Газета - периодическое издание, выходящее с короткими интервалами, содержащее официальные, оперативные и общественно-политические материалы, а также рекламу и литературные произведения.
- Журнал - периодическое сброшюрованное издание с постоянной рубрикацией и разнообразными статьями и иллюстрациями.
- Брошюра - непериодическое издание объемом от 5 до 48 страниц, обычно в мягкой обложке, выполненное из сложенных и скреплённых листов печатного материала.
- Буклет - одностраничное печатное издание рекламного или информационного характера, сложенное тетрадкой или ширмочкой.
- Начертание шрифта - вариант рисунка шрифта одной гарнитуры, классифицируется по плотности, насыщенности и наклону.
- Гарнитура шрифта - набор шрифтов с разными начертаниями одной стилистики, объединённых общим рисунком.
- Абрис - контур границ красок или оттенков в цветном изображении.
- Антиква - тип латинского шрифта с округлыми контурами.
- Брэнд - (от англ. brand) — торговая марка, широко известный товар.
- Биг - прямолинейное углубление на картоне или обложечной бумаге.
- Вкладка в тетрадь - вставка дробной части печатного листа внутрь тетради.
- Вкладыш - отдельное приложение к изданию, сброшюрованное и вложенное внутрь.
- Вклейка - отдельный отпечаток иллюстрации или текста, вклеиваемый между страницами.
- Воблер - подвешенный на тонкой ножке рекламный указатель для выделения товара в торговых точках.
- Диапозитив - позитивное изображение на прозрачной основе, черно-белое или цветное.
- Издательский объем - количество печатных, учетно-издательских или авторских листов в издании.
- Интерлиньяж - междустрочный интервал в тексте.
- Календарная сетка - таблица с днями недели и датами месяца и года.
- Календарь - печатное издание с календарной сеткой.
- Кант - напуск края обложки книги, выступающий за обрез книжного блока.
- Кегль - размер шрифта, измеряемый в пунктах (1 пункт = 0,3759 мм).
- Клише - печатная форма высокой печати, изготовляемая фотомеханическим способом или гравировкой.
- Колонтитул - часть издания с информацией об издании, обычно появляется на верхнем или нижнем поле страницы.
- Колонцифра - номер страницы, обычно размещённый в колонке текста.
- Контртитул - дополнительный заголовок на левой странице разворота, часто встречается в многотомных изданиях.
- Лит - текст, предваряющий основную статью.
- Матрица - углубленная форма для изготовления наборных литер на наборных машинах, из картона, винипласта или свинца.
- Набор текста - создание текстовых форм из исходного текста на компьютере, с помощью фотонабора или классическим набором.
- Накат краски - нанесение краски валиком на печатную форму.
- Натиск - давление на запечатываемый материал при печати; 2) дефект оттиска из-за избыточного давления.
- Негатив - изображение, противоположное по светлоте оригиналу.
- Обложка - верхнее покрытие издания с текстом или иллюстрацией, защищающее страницы.
- Оригинал - текстовый и иллюстрационный материал, подготовленный для воспроизведения с редактурой.
- Оттиск - изображение на запечатываемом материале, полученное полиграфическим способом.
- Оттиски пробные - контрольные отпечатки для оценки цветоделения и качества печати.
- Печатная форма - поверхность из металла, пластмассы, бумаги или камня, принимающая краску и передающая изображение.
- Плакат - крупноформатное рекламное листовое издание.
- Плашка - сплошное покрытие печатной краской на материале.
- Плоттер (режущий) - устройство для резки самоклеющихся пленок, применяемых в рекламе.
- Постер - крупный красочный плакат на высококачественной бумаге.
- Проспект - многостраничное сброшюрованное издание с иллюстрациями.
- Пункт - единица типометрической системы мер, 1 пункт равен 0,3759 мм.
- Репринт - повторный тираж издания.
- Репродукция - оттиск, отражающий изобразительный оригинал.
- Ретушь электронная - коррекция растрового изображения с помощью графических редакторов.
- Слайд - цветной диапозитив малого формата.
- Суперобложка - бумажная дополнительная обертка над переплётом, закрепленная загнутыми краями.
- Тетрадь - сложенный в результате фальцовки печатный лист в несколько раз.
- Тираж - общее количество экземпляров печатного издания одного названия.
- Типометрия - система типографских мер для шрифтов и наборных материалов.
- Триада печатных красок - комплект из трёх цветных красок: пурпурная (маджента), голубая (циан) и желтая, предназначенный для печати цветных изображений.
- Флаер - небольшой рекламный листок, часто предоставляющий скидку.
- Форзац - лист бумаги, сгибающийся и соединяющий книжный блок с переплётом.
- Формат - размер листа, книги, иллюстрации или полосы текста (например, A4).
- Фотоформа - диапозитив или негатив с иллюстративным или текстовым изображением на прозрачной основе, используемый для создания печатной формы.
- Фронтиспис - иллюстрация, расположенная на развороте титульного листа, часто портрет автора или символ главной идеи издания.
- Цветопроба - контрольное цветное изображение, получаемое на материальном носителе или экране, имеет аналоговые, цифровые и экранные варианты.


