В своей книге “Путешествие в Армению”, написанной на греческом, русском и английском языках, Мицос Александропулос написал следующие строки о создании армянских хачкаров: "Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковёр, сад, песню".
Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» - камень.
Американский фотограф - исследователь Грайр Хатчерян стал автором книги об армянских хачкарах. Начиная с 1993 года Хатчерян побывал более чем в 45 странах мира, в которых находятся армянские "крест- камни".
Презентация книги, в которой более 500 страниц и 1000 фотографий, прошла в Центре "Зограб" в Нью-Йорке.
Хачкары это не просто каменные кресты, а художественные святыни армян. Их изготавливают из базальта или туфа. В центре камня высекается крест, а вокруг цветы, плоды, люди, звери, птицы, орнаменты. Искусство создания хачкара сравнивают с ювелирным. Иногда ажур на крест-камнях такой тонкий, что "варпеты" (мастера) работают иглой.
Узоры на хачкарах выполняются в едином стиле, но не существует двух одинаковых крест-камней.
Армяне стали создавать хачкары в самом начале IV века, с принятия христианства в 301 году. До этого изготавливали "вишапакары", что в переводе с армянского означает камни-драконы. Множество узоров на хачкарах, унаследованы с вишапакаров.
Некоторым хачкарам приписывают способность исцелять. Их называют "Аменапркич"(Всеспаситель). Популярностью пользуются хачкары, связанные с преданиями о погибших героях или влюблённых "Ахчик- тги кар"(камень девушки и юноши). Только умением и желанием мастера может ограничиваться тема, выполненного им хачкара.
Искусство создания хачкаров внесено в список ЮНЕСКО как нематериальное культурное
наследие человечества.