Учёные постоянно исследуют способности детей и взрослых. В том числе, зависимость грамотности от владения одним или несколькими языками (билингвизм, трилингвизм, мультилингвизм).
В 1930-1950х годах считалось, что билингвизм наносит вред умственным способностям детей.
Позже учёные пришли к выводу, что билингвизм не вредит детям, а наоборот, с некоторыми задачами (лингвистическими и конгнитивными)
билингвы справляются лучше. Правда при решении конгнитивных тестов (тест Струпа, тест Саймона) обнаружилось, что нет различия между билингвами и монолингвами, поскольку и те и другие легко справлялись с тестами. Но при использовании нейроимиджинга (то есть визуализации процессов работы мозга) оказывается, что мозг используется по разному у монолингвов и билингвов. Билингвы не умнее тех кто владеет одним языком, но существует разница между их мышлением. Билингвам лучше удаётся выбрать важную информацию при множестве отвлекающих факторов. Они лучше фокусируют своё внимание и способны выбирать главную информацию.
Учёные исследуют также проявления старческих болезней у билингвов и монолингвов. Оказывается признаки слабоумия и болезни Альцгеймера у билингвов проявляются позже. Когда болезнь поражает мозг у билингвов срабатывает компенсирующий эффект, который
позволяет мозгу дольше функционировать нормально.
Изучения последствий инсультов показали, что после болезни восстанавливаются вдвое больше билингвов 40% по отношению к 20% монолингвов.
Билингвизм наряду с решением кроссвордов, посещениями лекций и т.д. поддерживает когнитивные функции мозга. Постоянный выбор между двумя языками, который желают билингвы, правоцирует стимуляцию мозга, замедляет старение и защищает познавательные способности.