- Как, по-вашему,
библиотека относится к сфере культуры или к сфере услуг?
- Библиотека - это склад книжной продукции. Она предоставляет печатную литературу и, стало быть, оказывает услугу. Эту услугу она предоставляет бесплатно и, значит, вместо понятия «услуга» здесь можно употребить какое-то другое понятие, скажем, «открытый доступ к культуре». В данном случае открытый - это бесплатный.
- Роль библиотеки изменилась за последние лет двадцать, как вы думаете?
- В принципе, нет, не изменилась. Это по определению...
- ...склад спрессованной бумаги с буквами?
- Именно так, не больше и не меньше. Вам нужна книжка, вы не можете ее где-то купить, достать, выпросить, у вас ее нет дома - вы идете и берете ее в библиотеке, потому что она там есть.
- Вам не хочется признать, что библиотека - это еще и пространство культуры?
- Это склад книг. Любых. В правильной библиотеке должны быть любые книги. Культурным или каким-то еще пространством я это называть не хочу. Пространство формируется человеком, который туда пришел. Если туда приходит националист, то он находит там книжки, близкие его мировоззрению. Если приходит ученый, он находит научную литературу. Кто-то приходит развлечься, и тогда к его услугам детективы, приключенческий жанр. Кто-то приходит за дамским романом и тоже получает свое. Это разные пространства культуры, совершенно не пересекающиеся в одной библиотеке. Дело библиотекаря простое - оказать читателю услугу, то есть предоставить ему то, чего он хочет, ищет. А воздействовать на читательский выбор, воспитывать вкус к хорошей литературе - это уже совсем другое дело. Лично я полагаю, что человек сам разберется, что ему читать.