Гёте-Институт активно работает в России уже более 20 лет. Тем не менее, число изучающих язык и учителей немецкого постоянно снижается — в первую очередь, из-за того, что английский считается в школе основным иностранным языком, и все меньше школьников выбирают немецкий в качестве второго иностранного языка.
Число изучающих
немецкий язык в последние 12 лет фактически уменьшилось более, чем в половину, за последние 5 лет — еще на 24%. Однако, до сих пор в российских школах примерно 1,5 миллиона школьников изучают немецкий язык.
В Год немецкого языка и литературы в России 2014/2015 были направлены все усилия на то, чтобы обратить внимание общественности на положение немецкого языка как иностранного в российских школах. А также на то, что должно быть сделано, чтобы немецкий стал вторым иностранным языком в школах.
Число преподавателей немецкого языка сократилось с 37 тысяч в 2003 году до нынешних 16 тысяч – приблизительно на 57%. Уменьшение количества учителей происходит параллельно сокращению числа изучающих язык.
Главнейшая линия Гёте-Института — создать образовательные контексты или даже пояснить, когда употребляется немецкий язык. Это означает, что делается особый акцент на карьерном элементе немецкого языка, следовательно, немецкий рассматривается для учебы и профессии. Важный момент при этом — образовательная программа Института «Мост в немецкий университет», которая действует с 2014 года. С ее помощью российские школьники с 9 класса готовятся в языковом, профессиональном и межкультурном плане к учебе в Германии.