Среди историков и этнографов длится спор, когда именно возник этот древний обычай. Большинство исследователей склоняются к теории фракийского наследия. Древний народ уделял особое внимание нематериальному миру и человеческой душе. Пребывая в трансе, фракийцы исполняли танец на раскаленных углях, восхваляя бога Солнца.
Природа слова "нестинарство", как и самого ритуала, также вызывает неоднозначное мнение у историков. Некоторые специалисты утверждают, что оно связано с греческим словом "анастенагмос" – "дыхание", "вздох" (согласно поведению нестинаров во время исполнения обряда). Другие связывают со значением слова "хестия" – "огонь", или "анастено" – "воскрешение". Вопреки всем неясностям происхождения и семантики древнего ритуала каждое предположение выглядит неоспоримым, а существование нестинарства остается фактом.
Древний культ сохранился в Болгарии в странджинском селе Българи, где в ночь с 3 на 4 июня проходит таинственный ритуал нестинарства. В этот период начинается празднование в честь Святых Константина и Елены. Ритуальный танец на раскаленных углях - это всего лишь часть сложного явления, центральное место которого занимают неизменные ценности человеческого духа и вечный поиск счастья. На то, почему древний языческий
обычай связывают с христианством, существует легенда.
Согласно легенде село Българи в горах Странджа подверглось набегу турков, они подпалили дома, от которых запылала церковь. Одна старая босая женщина бросилась в божий храм. От огня она сумела спасти только одну икону – Святого Константина и Святой Елены. Женщина вышла из церкви и, пребывая в трансе, прошла босиком по раскаленным углям.
И хотя это предание не подтверждено исторически, старые опытные нестинары до сих пор в него искренне верят, а своими покровителями считают Святых Константина и Елену.
Интересно отношение христианской церкви к явлению нестинартсва. В светской литературе
нестинарство причисляется к фольклору, как и другие подобные фольклорные обряды, связанные с чествованием святых по церковному календарю. Это создает впечатление, что подобные ритуалы если не церковные, то не противоречат церковному благочестию. Однако в духовном отношении не существует нейтральных явлений. Церковь утверждает: православные христиане должны знать, что участие и даже присутствие на нестинарских языческих обычаях не просто небезобидно, но влечет за собой душевредные последствия. Позиция церкви в отношении нестинарства ярко выражена в книге архимандрита Методия „Нестинарские игры - языческая бесовщина”.
Множество исследователей сводят современное болгарское нестинарство к профессиональному огнеходству, которое практикуется как фольклорный аттракцион на побережье Черного моря. Однако не смотря на коммерциализацию этого ритуала, таинственность и мистика древнего обычая завораживает, погружая зрителя в атмосферу далекой эпохи. В 2009 году на ежегодной ассамблее ЮНЕСКО в Абу-Даби нестинарство было включено в список мирового нематериального культурного наследия.