Как правило, мы не можем четко сформулировать все правила употребления языковых единиц, которые существуют в конкретном языке. Ребенку, которому предстоит овладеть языковой системой, приходится самостоятельно конструировать эти правила, поскольку в его распоряжении имеется только то, что говорит ему заботящийся о нем взрослый (caregiver). Однако правила, которые ребенок «извлекает» из речи взрослых, не совсем тождественны тем, которые действуют во взрослой речи (иначе языковые инновации детей были бы невозможны). По мнению Дена Слобина, дети поначалу усваивают более общие правила, затем - частные. Можно сказать, что овладение языковой системой детьми вскрывает различие между системой и нормой, поскольку знание системы первично (что теоретически можно сказать) знанию нормы (как это правильно сказать).
Первый звук, который издает любой ребенок появившись на свет, – крик. Этот крик не зависит ни от пола ребенка, ни от языка, которым ему предстоит овладеть.
Около двух месяцев начинается этап гуления. У ребенка появляются четко артикулируемые звуки. Заметно, что от их произнесения ребенок получает удовольствие.
Следующий период, период лепета, наступает около полугода. В этот период ребенок начинает произносить сочетания звуков, похожие на сочетания «гласный+согласный».
Около года ребенок произносит свое первое слово.