Для обучения приматов использовалось несколько языков-посредников. Они были построены на основе грамматики английского языка, но включали в себя незвуковые символы. Эксперименты, которые проводились с участием приматов в начале XX века показали, что они не способны к тонкой артикуляции, их голосовой аппарат отличается от человеческого (опыты Фурнеса, Ладыгиной-Котс, семьи Келлог). Именно поэтому обезьяны не могут овладеть звуками человеческого языка (но жестами могут).
В опытах использовалось 2 языка: амслен (American Sign Language), построенный на основе языка глухонемых США; йеркиш (по имени Йерксовского института, где он был создан), искусственный язык, использующий особые значки-«лексиграммы» для обозначения слов.
Супруги Гарднеры, усыновившие шимпанзе Уошо, впервые стали использовать амслен для обучения своего питомца. Вскоре обезьяна Уошо уже овладела 130 знаками, с помощью которых строила простые предложения. Уошо была «креативной», давала названия новым предметам, которые придумывала сама на основе своего опыта.
Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана. Считалось, что опыты с амсленом не так эффективны, им не хватает объективности. Обезьяны обучались йеркишу с помощью компьютера, нажимая на значки на клавиатуре. Они имели возможность видеть собственные «высказывания», за верно построенные фразы машина выдавала им подкрепление. Лана не только научилась строить собственные высказывания, но и понимать обращенную к ней устную речь экспериментатора.
Самым «разговорчивым» приматом до сих пор считается Канзи. Его с десятимесячного возраста стали обучать йеркишу. За время обучения он овладел 1000 символов, мог понимать устную речь. Но самым главным его достижением является овладение синтаксисом – умением строить предложения. Он мог правильно построить не только простое предложение (2-3 слова), но и сложное (большее количество слов; наличие придаточных).
Вышеописанные опыты показали, что предпосылки к возникновению высших когнитивных функций у приматов есть, а значит, и зачатки нашей языковой системы могли появиться и развиваться так же как и у них. Обезьяны овладевали знаками, которые затем использовали для общения, выражения своих просьб и желаний. И все же, овладеть языком лучше двухлетнего ребенка ни одна обезьяна не смогла.